Во-первых, факторный план описывается с помощью системы нумерации, показывающей количество независимых переменных и количество значений (уровней), принимаемых каждой переменной. Так, факторный план 2x3 (читается «два на три») имеет две независимые переменные; первая переменная принимает два значения, а вторая — три. Факторный план 3x4x5 имеет три независимые переменные, принимающие три, четыре и пять значений соответственно. Исследование памяти проводится в соответствии с факторным планом 2x2, где независимые переменные «способ запоминания» (образы или механическое повторение) и «скорость показа» (слово в 2 и 4 с) имеют по два уровня.

Во-вторых, изучаемые в ходе факторного исследования условия можно получить, определив все возможные комбинации уровней каждой независимой переменной. Для исследования памяти можно составить следующую таблицу условий, или факторную матрицу: Прежде чем продолжить изложение, я хотел бы обратить ваше внимание на один важный

Прежде чем продолжить изложение, я хотел бы обратить ваше внимание на один важный момент. До сих пор я использовал термины «условия эксперимента» и «уровни независимой переменной» так, как если бы они означали одно и то же. В случае однофакторных исследований эти понятия действительно взаимозаменяемы, но если используется факторный план, то это не так. Для любых экспериментальных планов термин «уровень» относится к количеству значений, принимаемых независимой переменной. В случае факторного плана термин «условия» соответствует

количеству ячеек матрицы, подобной рассмотренной выше. Таким образом, исследование памяти с планом 2x2 содержит две независимые переменные, каждая из которых имеет по два уровня. План состоит из четырех различных условий — по одному на каждую ячейку матрицы. Количество условий для любого факторного плана можно определить, найдя произведение чисел, обозначающих размерность плана. План размером 3x3 содержит 9 условий; план, обозначаемый как 2 х 2 х 4, — 16.

Обобщенную факторную матрицу размером 2x2 можно наглядно представить следующим образом:

Фактор В Необходимо ясно понимать применяемую систему обозначений, так как при использовании

Необходимо ясно понимать применяемую систему обозначений, так как при использовании пакетов статистических программ вы встретитесь именно с такими обозначениями. Если компьютер просит вас ввести данные для ячейки А2В1, а вы по ошибке вводите данные для ячейки А1В2, анализ будет проведен и вы получите прекрасную распечатку неверных результатов. Очень важно вводить данные в нужные ячейки. В приложении С при изучении метода ANOVA вы также встретитесь с этой системой обозначений.

В табл. 8.1 показано, как распределяются факторы и нумеруются ячейки в случае планов 2х4и2х2х2. Пока не обращайте внимания на матрицы с закрашенными ячейками — они станут вам понятны после того, как вы изучите следующий раздел.

Таблица 8.1

Модели факторных планов Результаты: основной эффект и взаимодействиеРезультаты: основной эффект и взаимодействие

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...