В эксперименте, который мы будем использовать в качестве модели, исследователь изучает действие двух независимых переменных: способа запоминания и скорости показа. В факторных планах для обозначения общего влияния независимой переменной используется термин основной эффект. В исследовании с двумя независимыми переменными, например в факторном плане 2x2, может быть не более двух основных эффектов. Для определения основного эффекта одного фактора необходимо использовать все значения другого (других) фактора (факторов). Продемонстрируем это на примере исследования памяти. Чтобы определить основной эффект способа запоминания, необходимо обобщить данные двух скоростей показа. Другими словами, информацию в ячейках, имеющих более светлый оттенок (образы), следует обобщить и затем сравнить ее с обобщенными данными из более темных ячеек (повторение):

Способ запоминания (А) Аналогично, чтобы определить основной эффект скорости показа, необходимо обобщить

Аналогично, чтобы определить основной эффект скорости показа, необходимо обобщить данные двух способов запоминания. В приведенной ниже матрице влияние скорости показа оценивается с помощью сравнения всей информации в более светлых ячейках (2 с/слово) со всеми данными в более темных ячейках (4 с/ слово):

Способ запоминания (А) Теперь еще раз посмотрите на закрашенные матрицы в табл. 8.1— как вы видите,

Теперь еще раз посмотрите на закрашенные матрицы в табл. 8.1— как вы видите, я выделил одним цветом ячейки, которые необходимо обобщать при анализе основного эффекта различных переменных в планах 2 х 4 и 2 х2 х 2.

Рассмотрим гипотетические данные, которые могут быть получены в ходе такого эксперимента с памятью. Предположим, при каждом условии (соответствует каждой ячейке) в эксперименте принимают участие 25 испытуемых, а задание заключается в запоминании списка из 30 слов. Среднее количество слов, запомненных участниками при каждом из четырех условий, будет следующим: Приводит ли использование визуальных образов к улучшению запоминания в сравнении

Способ запоминания

Приводит ли использование визуальных образов к улучшению запоминания в сравнении с механическим повторением? Другими словами, соответствует ли переменной «способ запоминания» основной эффект? Чтобы узнать это, необходимо сравнить все данные из ячеек «образы» со всеми данными из ячеек «повторение». Для этого требуется вычислить значения среднего арифметического по рядам. Среднее арифметическое в ряду «образы» составляет 20 слов [(17 + 23)/2 = = 40/2 = 20], а в ряду «повторение» — 15 слов [(12 + 18/2 = 30/2 = 15)]. Спрашивая о соответствии основного эффекта способу запоминания следует поставить следующий вопрос: «Значима или случайна разница между значениями среднего арифметического, равными 20 и 15?»

Точно таким же образом вычисление значений среднего арифметического по столбцам позволяет узнать, соответствует ли основной эффект скорости показа. Для столбца «2 с/слово» среднее арифметическое составляет 14,5 слов, а для столбца «4 с/слово» — 20,5 слов (обязательно проверьте). Поместим все полученные результаты в одну таблицу: при использовании образов (20 > 15), а также при более низкой скорости показа слов

Судя по этим данным, запоминание улучшается при использовании образов (20 > 15), а также при более низкой скорости показа слов (20,5 > 14,5). Таким образом, в данном случае мы обнаружили два основных эффекта (но судить о значимости различий можно, только проведя дисперсионный анализ). В качестве примера эксперимента, имеющего очень сильный основной эффект, рассмотрим реальное исследование влияния визуальных образов на память.

Пример 14. Значимый основной эффект

Использованный ранее гипотетический пример, в котором для улучшения памяти применялись зрительные образы, возник не на пустом месте. Исследователи, занимающиеся когнитивной психологией, уже давно знают, что объем запоминаемой информации можно увеличить, если использовать зрительные образы. Уоллен с соавторами (Wollen, Weber, & Lawry, 1972) провели исследование, в котором попытались по отдельности оценить два фактора, способных увеличить эффективность использования зрительных образов. В одном из более ранних исследований было обнаружено, что для улучшения запоминания следует использовать странные и причудливые, а не обычные образы. В основе этой идеи лежит правило о том, что необычные вещи выделяются в сознании человека. Другое исследование показало, что информация запоминается лучше, если ее отдельные элементы можно объединить в один образ. Уоллен и др. изучали два фактора: причудливость и ком-бинированность. Участникам выдавали пары слов для запоминания, например «пианино—сигара». Если в ходе опроса испытуемым показывали слово «пианино», они должны были ответить «сигара».

Страницы: 1 2

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...