Также изучался третий фактор, названный «связь». Одни пары слов сопровож;дались иллюстрациями, как показано на рис. 8.1, а изображения, сопровож;дающие другие пары, не были связаны со словами. Запоминание было лучше при использовании связанных со словами изображений.

В процессе демонстрации пар слов участникам показывали один из четырех рисунков, включая изображенные на рис. 8.1 для пары «пианино—сигара». На первых двух рисунках предметы скомбинированы, а на вторых двух — нет; кроме того, два рисунка являются необычными (т. е. причудливыми), а два —обычными. Среднее число пар слов, запомненных при каждом из четырех условий факторного плана 2 х 2 с независимыми группами, показало сильный основной эффект для фактора «комбинированность», но отсутствие значимого влияния фактора «причудливость» (максимальная оценка = 9): Таким образом, фактор «причудливости» не играет никакой роли (по крайней мере

Таким образом, фактор «причудливости» не играет никакой роли (по крайней мере в данном примере) — общее количество запомненных слов было практически одинаковым при использовании причудливых (4,86 из 9) и обычных (5,05) изображений. Комбинирование изображений, в свою очередь, имело значительный эффект. Количество запомненных слов при комбинировании была выше (6,64), чем при его отсутствии (3,28). На рис. 8.2 полученные результаты представлены в виде гистограммы. Рис. 8.1. Пример стимульного материала из исследования зрительных образов, проведенного

Рис. 8.1. Пример стимульного материала из исследования зрительных образов, проведенного Уолленом и др. (1972) Рис. 8.2. Гистограмма, отображающая основной эффект для комбинированных изображений,

Рис. 8.2. Гистограмма, отображающая основной эффект для комбинированных изображений, отоутотвие основного эффекта для их «причудливости» и отсутствие взаимодействия (построена на основании данных Уоллена и др., 1972)

Основной эффект — это важная особенность факторных планов, но заметное преимущество таких планов перед однофакторными заключается в возможности показать эффект взаимодействия. В эксперименте, построенном по факторному плану, демонстрируется взаимодействие, если влияние одной независимой переменной зависит от значения другой независимой переменной. Идею взаимодействия довольно сложно понять, но важно это сделать, поскольку наличие взаимодействий нередко приводит к получению самых интересных результатов для факторных исследований. Для начала рассмотрим простой пример. Предположим, я считаю, что общую психологию лучше преподавать как лабораторный самостоятельный курс, а не как обычный лекционный, но хочу узнать, верно ли это для всех студентов или только для некоторых. Возможно, что для студентов, специализирующихся в естественных науках, лабораторные занятия будут более полезны. Для проверки этой идеи мне необходимо сравнить лабораторный и лекционный курсы по общей психологии, а также различные типы студентов, например специализирующихся в гуманитарных и естественных науках. Для этого потребуется план 2x2, который можно представить следующим образом:

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...