Вид занятий В подобном исследовании зависимая переменная должна показывать уровень знаний

В подобном исследовании зависимая переменная должна показывать уровень знаний — мы будем рассматривать оценки от 1 до 100, полученные по стандартизованному тесту знаний по общей психологии, который используют во время сессии. Допустим, что получены следующие результаты: Говорят ли такие данные о наличии основного эффекта? Нет, так как все значения

Говорят ли такие данные о наличии основного эффекта? Нет, так как все значения среднего арифметического по рядам и столбцам одинаковы: 75. Означает ли это, что в ходе исследования вообще ничего не произошло? Нет, не означает. Студенты-естественники показали лучшие результаты по лабораторным занятиям, а студенты-гуманитарии — по лекционным. Выражаясь в терминах определения взаимодействия, влияние одной переменной (вид занятий) зависит от значения другой переменной (специализация). Таким образом, даже если основной эффект отсутствует, может существовать взаимодействие, приводящее к интересным результатам.

Пример с изучением общей психологии отражает также заметное преимущество факторных планов перед однофакторными. Предположим, что вы провели одно-факторное двухуровневое исследование по сравнению лабораторного и лекционного курсов по общей психологии. Скорее всего, вы используете для этого план с уравненными группами, общие баллы студентов и специализацию как переменную уравнивания. Вы можете привлечь тех же студентов, что и в примере с факторным планом, но в случае однофакторного исследования будут получены следующие результаты:

Лабораторные занятия: 75 Лекционные занятия: 75

Получив подобные данные, вы можете заключить, что использование лабораторных занятий по общей психологии не дает никаких результатов. Однако факторный план покажет вам, что результаты есть, но только для определенного типа студентов. Говоря кратко, факторный план может быть более информативным, чем однофакторный. Чтобы более подробно проиллюстрировать понятие взаимодействия, рассмотрим еще один пример.

Пример 15. Взаимодействие при отсутствии основного эффекта

Существует заслуживающее внимания исследование, показавшее, что людям легче вспомнить некоторое событие, если они находятся в том же месте или той же ситуации, в которой это событие встретилось им в первый раз. Возможно, вы и сами сталкивались с такой ситуацией, когда могли найти потерянные ключи, поместив себя мысленно или физически в то место, в котором вы видели их в последний раз.

Это исследование, получившее награду за самую креативную проверку гипотезы связи контекста с запоминанием, было проведено Годденом и Бэддели (Godden & Baddely, 1975). Авторы использовали факторный план 2 х 2, в котором испытуемые изучали список из 36 слов в одних условиях, а затем воспроизводили его в тех же или других условиях. Креативность эксперимента определялась выбором условий. Испытуемыми были члены клуба ныряльщиков, которые запоминали слова либо на берегу, либо в воде на глубине в 20 футов! Первой независимой переменной было место, в котором проходило изучение слов. Она принимала два значения: «на земле» и «под водой». Второй переменной было место, в котором происходило воспроизведение слов. Она также имела два уровня — наземный и подводный. Таким образом, исследование включало четыре условия:

Страницы: 1 2

Смотрите также

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...