1) изучение на земле — воспроизведение на земле;

2) изучение на земле — воспроизведение под водой;

3) изучение под ведой — воспроизведение на земле;

4) изучение под водой — воспроизведение под водой.

Все ныряльщики последовательно проходили все четыре условия, следовательно, план был факторным с повторяемыми измерениями. Были получены следующие результаты, отражающие среднее количество запомненных слов: Эти данные похожи на результаты гипотетического исследования вариантов обучения

Эти данные похожи на результаты гипотетического исследования вариантов обучения общей психологии студентов-естественников и гуманитариев. Значения среднего арифметического по рядам и столбцам практически одинаковы, что говорит об отсутствии основного эффекта. Следовательно, для эксперимента в целом не имеет значения, где проходят запоминание (нет значимых различий между 11,1 и 9,9) и воспроизведение (11,0 практически не отличается от 10,0) слов. Но внимательное рассмотрение всех четырех значений среднего арифметического показывает наличие взаимодействия. Когда ныряльщики запоминали слова на земле, они успешно вспоминали их на земле (13,5), но не в воде (8,6); изучая слова под водой, они с трудом вспоминали их на земле (8,4), но неплохо справлялись с заданием под водой (11,4). Это означает, что изучение было наиболее успешным, когда контекст при запоминании и воспроизведении был один и тот же. На рис. 8.3 данные представлены в виде гистограммы. Рис. 8.3. I истограмма, отображающая взаимодействие между условиями, в которых

Рис. 8.3. I истограмма, отображающая взаимодействие между условиями, в которых проходят запоминание и воспроизведение

Вас могут заинтересовать процедуры контроля, разработанные для этого исследования. Из-за шума дыхания ныряльщики плохо слышали слова, записанные на магнитофон и передаваемые через устройство «для подводной связи с ныряльщиками», а поэтому они были вынуждены задерживать дыхание на время до 6 секунд, пока звучали группы по три слова в каждой. Между этими группами были «дыха-тельные» паузы в четыре секунды. Чтобы сделать дыхательный режим запоминания одинаковым для всех экспериментальных условий, данная процедура имитировалась при изучении слов на земле. Кроме того, проверка запоминания проводилась после того, как ныряльщики завершали свою ежедневную работу. Таким образом, «испытуемые начинали каждую сессию, находясь приблизительно в одинаковом состоянии: мокрые и замерзшие» (Godden & Baddeley, 1975, p. 327). Если вас заинтересовало слово «замерзшие», так как вы думаете, что у британских исследователей был хороший повод провести свои эксперименты на Багамах, то вы ошибаетесь, они не были настолько креативными (или не имели достаточного финансирования). Исследование было проведено на западном берегу Шотландии.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...