Как мы уже знаем, многоуровневые однофакторные планы анализируются с помощью однофакторного метода ANOVA. Аналогично факторные планы, в которых данные получают с помощью интервальной шкалы или шкалы отношений, анализируются Л-факторным методом ANOVAl, где означает количество используемых независимых переменных. Так, факторный план 2x3 будет анализироваться с помощью двухфакторного дисперсионного анализа, а 2 х 2 х 4 — трехфакторного.

В процессе однофакторного дисперсионного анализа вычисляется только одно отношение F, а далее, если /"значимо, может проводиться дополнительная проверка. В случае факторного плана вычисляется более одного отношения F. Для каждого основного эффекта или взаимодействия находится свое F. Например, для плана 2 х 2, построенного для изучения влияния визуальных образов и скорости показа на память, одно отношение F будет находиться, чтобы определить наличие основного эффекта у переменной «способ запоминания», второе — чтобы обнаружить основной эффект для скорости показа, а третий, чтобы выявить возможное взаимодействие между этими двумя переменными (в приложении С приведен пример дисперсионного анализа 2 х2). В случае факторного плана А хВ х С вычисляется семь отношений: три для основных эффектов у А, В и С, еще три для эффектов двухфакторного взаимодействия А х В, В х С и АС плюс один для трехфакторного взаимодействия А х В х С. Так же как и в случае с однофакторным методом AN О VA, факторный дисперсионный анализ может включать последующую проверку. Например, получение в ходе анализа 2x3 значимого /для фактора, принимающего три значения, приведет к дополнительной проверке (например, к вычислению HSD Таки — см. приложение С), в ходе которой будут сравниваться результаты для уровней 1 и 2, 1 и 3, а также 2 и 3.

Прежде чем завершить эту главу, я хочу сделать еще одно замечание, касающееся факторных планов и дисперсионного анализа. В данной главе мы рассматривали множество матриц, которые могли навести вас на мысль о сельском хозяйстве. Прочитав вставку 8.3, вы узнаете о сэре Рональде Фишере, который изобрел дисперсионный анализ, и поймете, что подобные ассоциации не случайны.

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...