Следовательно, мой идеализм исходит из вот-бытий-ного эмпиризма, то есть из опыта бытия, и от его авторитета он верифицирует любой объект, любое логическое рассуждение. Это неопровержимо в силу того факта, что никто не может отрицать перед индивидом очевидность того, что «он есть».

Из того же опыта, который выявляет мою очевидность, я познаю другое, которое воспринимаю и знаю как сосуществующее со мной.

Правда или нет то, что я существую? Даже во время дискуссии я удостоверяю себя именно через полагание своего собеседника, пусть и выступающего против меня. Именно электрон доказывает реальность универсума, а не наоборот, то есть для меня мир реален, потому что существую я.

Индивид-человек доказывает истинность реальности своим существованием. Каждый объект подтверждается «Я есть» и своим вот-бытием. Это не негативный солипсизм и не доведенный до крайности ограниченный субъективизм, поскольку индивид — как существующий электрон — вращается, подтверждает свою сущность и очевидность как интимную космической реальности. Человек дышит, воздух проникает в него, его глаза видят, его руки трогают, весь мир его пронизывает. Все данные вот-бытия человека делают очевидными его связи с реальностью.

Электрон не может отрицать другие электроны, магнитное поле, силовые поля и их неисчислимые вариации, тела, молекулы и т.д.; сокровенность собственного существования удостоверяет для него многочисленные отношения. Руки прикасаются к другим предметам, значит, они есть, глаза видят, значит, они есть.

Установленный мною критерий проявляет очевидность отношений. Я предложил в качестве критерия очевидность. Когда я следую этому критерию, он устанавливает контакт, и каждый контакт удостоверяет другие существования. Они существуют, так как не отличаются от предложенного мною критерия (критерий — моя очевидность, то есть очевидность того, кто смотрит и делает). Я всегда пребываю внутри этой очевидности, поэтому другое существует, потому что существую я, и его существование вносит вариации в мое существование. Все другое есть внутренние вариации меня самого, оно со мной сосуществует.

Человек постигает подобные контакты из своего здесь-бытия, из своего самоприсутствия, а не благодаря свидетельствам или дедукции. Вся онтопсихология никогда не выходит за рамки критерия самоочевидности. «Здесь-бытие» означает: вот он я, я внутри, свершающееся бытие. «Вот-бытие» — это то, что есть очевидным образом «здесь» и «таким образом».

Первым, кто употребил термин «этость» был Дуне Скот, но я использую это слово в другом значении. Дуне Скот понимал под «этостью» разновидность присутствия души, при котором божественный дух становился присутствием, то есть речь шла об окончательной инди-видуации. Для него «этость» и «индивидуация» суть одно и то же, поскольку на теолого-философском языке последний отзвук Бога пребывает в индивиде, в его особой и неделимой единичности. Когда же я говорю «этость», я намерен раскрыть бытие*. Это не противоречит тому, что говорил Скот, а, напротив, развивает и усиливает его понимание. При помощи понятия «вот-бытия» я хочу сломать разделение на объект и субъект. Я помещаю субъекта внутрь объекта, раскалываю объект и субъект, как таковые.

Практически вот-бытие суть преодоление как объекта, так и субъекта. До тех пор пока мы устанавливаем субъект, мы вынуждены всегда предполагать наличие отношения. То же относится и к объекту. Напротив, вот-бытие есть зияние истины. Это ни субъект, ни объект, ни отношение: это зияние, это интимность того, что есть «в себе». Понятие «этости» Дунса Скота более относилось к индивиду, тогда как в моем понимании — это скорее предельное проникновение в понятие реальности путем самонаблюдения; то есть я скорее онтолог, тогда как Скот был больше психологом.

«Вот-бытие» — это то, что очевидно есть. Оно исходит от бытия: реальность раскрывается и удостоверяется без опосредования. «Вот-бытие» самообосновывается путем самополагания, то есть истина - в самосозидании, когда оно происходит из самоочевидности созидающего. Это принцип онтопсихологической науки: реальность с очевидностью выявляется в самосозидании индивида, оператора этой реальности. И нет более реального начала, чем его здесь-бытие.

Я употребляю термин «самосозидание» (аутоктиз) в двух его разновидностях:

1) как факт самосозидания сам по себе (самополага-ние) и как процесс становления, самоконструирования, или же

2) историческое самосозидание как психологический процесс.

Не существует индивид — здесь, а реальность — в другом месте: он реален, и может выражать реальность вплоть до того момента, пока она с ним соотносится. Там, где это не так, реальность не существует, ее нет, поскольку индивид не переживает ее на опыте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...