Пример 23. Прикладное исследование

Вспомните исследование с участием шотландского клуба ныряльщиков (глава 8), показавшее, что запомненная информация воспроизводится лучше всего, если и запоминание, и воспроизведение происходят в одном и том же месте (например, под водой). Важность контекста для запоминания и общеизвестная неточность свидетельств очевидцев навели Эдварда Гейзельмана и Рональда Фишера на мысль о разработке особого подхода, который они назвали «когнитивным интервью». Одна из особенностей этого подхода — принцип, обозначенный исследователями как «соответствие воспроизводимого контекста обстоятельствам события {event-intemiew similarity)», применяя который исследователь старается «восстановить в памяти свидетелей внешние (например, погода), эмоциональные (чувство страха) и когнитивные (мысли) аспекты, переживаемые в момент преступления» (Fisher, Geiselman, & Amador, 1989, p. 723). Говоря кратко, исследователь пытается помочь свидетелю мысленно воспроизвести контекст произошедших событий.

Гейзельман и его коллеги ранее продемонстрировали эффективность своего подхода в условиях лаборатории, но они хотели оценить метод «за пределами знакомых стен» (Fisher et al., 1989, p. 742). Они обучили методу когнитивного интервью семь полицейских из отдела ограблений полиции Майами штата Флорида. В сравнении с девятью полицейскими из контрольной группы обученные полицейские при опросе свидетелей получали более надежную информацию (т. е. подтверждаемую другими источниками). Из рис. 10.1 видно, что обе группы показали приблизительно одинаковые результаты на этапе предварительного тестирования, включавшем 4 месяца, на протяжении которых полицейские записывали свои опросы свидетелей, а независимые судьи оценивали полученные сведения. После того как экспериментальная группа завершила обучение, обе группы провели и записали несколько опросов, оцененных таким же образом. Выяснилось, что обученные методу когнитивного интервью полицейские способны получить от свидетелей больше информации. Рис. 10.1. Проверка эффективности метода когнитивного интервью 8 ходе прикладного

Рис. 10.1. Проверка эффективности метода когнитивного интервью 8 ходе прикладного исследования

(из работы Фишера и др., 1989) Исследование Фишера и др. — это превосходный пример того, как прикладное исследование помогает решить конкретные проблемы, а также способствует расширению наших знании о фундаментальных психологических явлениях. Оно показывает, как особый метод опроса может увеличить эффективность работы полиции, и в то же время дает новые подтверждения важности контекста для запоминания.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...