Учреждение начинает использовать определенную программу, так как его руководители находят, что в этом есть потребность. Как определяется эта потребность? Очевидно, что мнения руководства об осмысленности применения программы не достаточно. Программа физических упражнений для пенсионеров кажется весьма подходящей, но если никто не захочет в ней участвовать, то время и деньги будут потрачены зря. Прежде чем планировать любой проект, необходимо провести анализ потребности.

Анализ потребности — это набор процедур, с помощью которых определяется, существует ли достаточно большая популяция, которой будет полезна предложенная программа, может ли данная программа решить строго определенную проблему и будут ли члены этой популяции пользоваться программой. Существуют различные методы оценки необходимости, и очень важно прибегнуть по крайней мере к нескольким из них, поскольку необходимость очень легко переоценить. Один из поводов для осторожности — переоценка по запоминаемости, с которой вы познакомились в главе 1 при обсуждении типов познания. События, попадающие на первые страницы, привлекают наше внимание и лучше запоминаются. Поскольку они так легко закрепляются в памяти, мы склонны переоценивать частоту их появления. Достаточно было широкой огласки пары историй о детях, оставленных взявшими отпуск родителями, чтобы раздался звонок с предложением о проведении новой программы для решения этой весьма распространенной проблемы. Также потребность в новой программе может переоцениваться людьми, которым выгодно ее существование (она сохраняет им рабочие места).

Как указали Позавак и Кэри (Posavac & Carey, 1997), есть несколько способов определить потенциальную необходимость в программе.

• Данные переписи населения. Если предлагаемая вами программа предназначена для пожилых людей, а в данном сообществе живут лишь несколько пенсионеров, то очевидно, что программа будет мало полезной. Данные переписи населения (www.census.gov) дадут вам базовую демографическую информацию о количестве людей, соответствующих различным категориям. Кроме того, эта информация достаточно подробна, чтобы вы могли определить такие показатели, как количество матерей-одиночек в возрасте до 21 года, количество людей с различными физическими или психическими нарушениями или число пожилых людей, находящихся за чертой бедности. Кроме данных переписи местные организации могут иметь определенные архивные данные. Например, руководство корпорации, которая планирует организовать детский сад при производстве, может оценить количество сотрудников, имеющих маленьких детей. Также важную информацию о необходимости проведения программы могут дать опубликованные отчеты об исследованиях. Если исследование показало устойчивое снижение уровня интеллекта детей, живущих в нищете, то это говорит о необходимости программы по улучшению экономических условий жизни.

• Изучение доступных услуг. Нет необходимости начинать программу доставки пищи на дом инвалидам, если такая программа уже успешно действует. Таким образом, один из очевидных шагов в процессе анализа необходимости — это составление перечня существующих услуг, включая информацию о том, кто предоставляет услуги, какие именно услуги предоставляются, и оценку количества людей, которым предоставляются данные услуги. К примеру, вы можете обнаружить, что действующая программа доставки пищи проводится организацией, имеющей слишком большое финансирование и небольшой штат сотрудников, а это приводит к тому, что охвачено не более 10% нуждающихся. В таком случае разработка второй программы может оказаться весьма полезной.

• Изучение потенциальных пользователей. Третья стратегия анализа необходимости заключается в проведении опроса общественности: либо высоко репрезентативной выборки, либо целевой группы, определяемой по данным переписи населения. В ходе опроса можно выяснить мнение участников о необходимости проведения дайной программы. Но более важно, что опрос может помочь оцепить количество людей, которые действительно будут участвовать в предлагаемой программе.

• Ключевые информаторы, фокус-группы и общие собрания. Ключевой информатор — это человек, имеющий опыт и специальные знания о существующей проблеме, которая иначе не станет известна исследователю (Gilchrist & Williams, 1999). Это могут быть общественные активисты, священники, люди, входящие в правление различных социальных служб, и т. д. Иногда они могут стоять слишком близко к проблеме, чтобы оценивать ее реалистично, но в целом они представляют собой очень важный источник информации. Фокус-группа — небольшая (обычно 7-9 человек) группа людей, отвечающих на ряд вопросов, посвященных определенной теме, например необходимости в конкретной программе. Изучение мнения фокус-группы часто проводится после опроса общественности; предварительно это делают, чтобы уточнить вопросы, используемые при опросе общественного мнения. Члены фокус-групп обычно сходны по возрасту и социоэкономическому статусу, что делает группу в целом подходящей для выполнения определенного задания. Кроме того, полезную информацию иногда можно получить па общих собраниях — открытых встречах, куда приглашаются все члены сообщества, в котором хотят ввести определенную программу ключевые информаторы. Фокус-группы и общие собрания могут очень помочь в сборе информации, но исследователям необходимо с осторожностью подойти к этому занятию и не переоценить слова речистых информаторов, членов фокус-групп и лидеров общих собраний.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...