Амебное «Я» и виртуальность

Началу человеческой жизни соответствует не индивидуализированная полностью, протоплазменная ситуация; здесь нам следует обратиться к простейшему понятию амебного «Я». Амеба — это одноклеточный организм, характерной чертой которого является способность принимать самые разнообразные формы в зависимости от того, что он метаболизует, какой пищей питается, в каком пространстве живет.

Сначала человеческий организм пребывает в амебном состоянии, в том смысле, что он еще не человек, а лишь потенциальная возможность, которая в дальнейшем может стать в том числе и человеком.

Понятие потенциала необходимо понимать как возможность, предусмотренную в конкретной окружающей среде, или как общую схему организации некоей экологической среды. Наше существование возможно, поскольку существует данная среда, потенциально его допускающая.

Поначалу все клетки одинаковы и их единственным отличием является особая внутренне присущая им виртуальность. «Виртуальность» - это сила, позволяющая достичь определенного уровня в процессе конкретного самообособления (индивидуализации). К примеру, эмбрион собаки развивается до тех пор, пока не достигнет так называемого животного измерения: это высшая цель для функциональности собаки. Однако выйти за рамки этого состояния он не может, поскольку лишен потенциальных структур, содержащих иную силу. Приведенный пример можно обобщить, сказав, что возможное становится действительным, т.е. потенциал достигает полноты в существовании, регистрирует что-либо и реагирует на что-то на собственном точно определенном, отличающемся от других уровне.

Человек обладает высшей виртуальностью в данной экологической среде мира; он может перейти от своего амебного состояния к жизненному измерению более высокого уровня. Освоив — в экологическом смысле — животное измерение, его виртуальность способна на большее.

«Виртуальность» означает «позиционированная сила, сила с направлением». Из желудя не может вырасти подсолнух. Желудь развивается в направлении, заданном ему его виртуальностью. Он не развивается путем случайных ассоциаций: происходит тематический отбор.

Тематический отбор детерминирует и разворачивается аналогичным образом как на уровне патологического комплекса, так и на уровне позитивной виртуальности: существует особый способ отбора среды согласно внутренне присущему типу. Любая индивидуация питается согласуясь с собой, метаболизует в соответствии с собственной идентичностью.

Собственная идентичность — это понятие виртуальности, то есть направленной силы.

В конечной редукции виртуальность — это форма потенции, сила с заданным адресатом, то есть константа «Н». Константа «Н» диагностирует формальную позицию совокупного потенциала человека. Это отличительный момент (дискриминант), формализующий единственный и неотъемлемый способ бытия человеческой индивидуации.

Полюсами отношения, которые в своем взаимодействии притягивают друг друга, являются, с одной стороны, экологическая среда, или земной гештальт, изначально содержащий в себе такие значения, и, с другой, индивидуация, обладающая собственным внутренним импульсом. Потенциальность не остается изначальной, а продолжает раскрываться до тех пор, пока не достигнет той актуализации, ради которой она была помещена в некую форму.

Нечто подобное происходит, когда мы разбрасываем горсть разных семян на небольшом участке земли, предварительно подготовив экологическую среду, пригодную для виртуальности отдельных семян: те семена, которым эта среда близка, развиваются, тогда как другие — нет. Результат зависит не только от потенциала семени, но также от среды, которая способна уловить его импульс.

Среда дает энергию, а семя точно определяет ее особую форму или тип.

Способность обособлять предполагает наличие ин-тенциональности. Интенциональность и виртуальность — одно и то же, но они различаются возможностью самоактуализации: виртуальность сохраняется в возможности (можно сделать или нет, в зависимости от решения); интенциональность подкрепляется специфицированной волей («Я это сделаю!»). Но когда принимается решение об актуализации (осуществлении) чего-либо, идея уже оформлена.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...