Для изучения способности кошек к обучению Торндайк построил пятнадцать ящиков-головоломок, каждый из которых имел свою собственную стратегию прохождения. Историк Джон Бернем (Burnham, 1972) совершенно случайно обнаружил фотографии этих ящиков в бумагах Роберта Йеркса. Две из них представлены на рис. 11.2. Очевидно, что Торндайк обладал не слишком высокими способностями к конструированию приборов. В действительности его технические способности были настолько низкими, что он не смог научиться водить машину (Hothersall, 1990). Это дает нам важный урок: значительную исследовательскую работу можно проводить, не имея сложного оборудования. Идея исследования гораздо важнее внешнего лоска. Кошки изучались по отдельности, и полученные результаты были изложены также отдельно для каждой кошки. Кошки учились выбираться из ящиков в процессе эксперимента, названного Торндайком (1911/2000) «пробы и ошибки со случайным успехом» (р. 150) и в соответствии с явлением, названным автором «законом эффекта» (р. 244). Сначала действия котов были случайными и лишь иногда, также случайно, успешными. Успешное поведение обычно повторялось («отпечатывалось», как выразился Торндайк), а неуспешное постепенно прекращалось («подавлялось»). Таким образом, «эффект» успешного поведения состоял в увеличении вероятности его появления при следующей попытке. На рис. 11.3 показан прогресс в действиях одной из кошек Торндайка (N10, из ящика С)1.

1 Торндайк не разметил ось X на этом графике, а лишь укапал, когда между упорядоченными попытками прошло значительное количество времени. На рис. 10.3, к примеру, никак не обозначенная вертикальная линия означает день, «2» означает 2 дня, «1ч» — это час, а «78» — 78 часов. Рис. 11.2. Два из пятнадцати ящиков-головоломок (С и D), построенных и использованных

Рис. 11.2. Два из пятнадцати ящиков-головоломок (С и D), построенных и использованных Торноайком !? классическом исследовании поведения кошек Рис. 11.3. Запись изучения кошкой №10 пути к выходу из ящика С Использование

Рис. 11.3. Запись изучения кошкой №10 пути к выходу из ящика С Использование простых объяснений

Открытый Торндайком закон эффекта поставил под вопрос распространенное мнение об умственных способностях животных и дал более простое объяснение их способности к решению задач. Ученый указал, что не следует приписывать животным способность к мышлению, если их поведение можно объяснить с точки зрения более простых процессов (т. е. применением базового метода проб и ошибок). Торндайк не признавал подхода, некритично приписывающего животным наличие мыслительных процессов. Такое отношение выразил Ллойд Морган (см. главу 3) в своем известном принципе простоты, уже сформулированном к тому времени. Торндайк был знаком с работой Моргана и, возможно, слышал о призыве англичанина к изучению животных, который он сделал во время своего посещения Гарварда в 1896 г. (Joncich, 1968).

Смотрите также

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...