Процесс коммуникации
Сообщения
Сообщение
— сочетание значения, символов, кодирования-декодирования и формы или способа организации.
Значение —
осознание вами мыслей и чувств.
Символы —
слова, звуки и действия, выражающие конкретное содержание значения.
Кодирование —
процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки и действия.
Декодирование —
процесс обратной трансформации сообщений в идеи и чувства.
Канал —
маршрут сообщения и средства его передачи.
Шум —
любой внешний, внутренний или семантический стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией.
Внешние шумы —
предметы, звуки и другие воздействия окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается.
Внутренние шумы —
мысли и чувства, мешающие коммуникационному процессу.
Семантические шумы —
значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.
Обратная связь —
реакция на сообщение.
Процесс коммуникации осуществляется посредством посылки и получения сообщений, включающих в себя следующие элементы: значение, символы, кодирование и декодирование, форма или организация.
Значение
Значение — это осознание вами мыслей и чувств.
У вас могут быть идеи по поводу подготовки к следующему экзамену, по поводу карьеры, необходимости повышения или снижения налогов; у вас могут быть чувства: ревность, гнев, любовь. Однако значение, существующее в вашем сознании, не может каким-то волшебным образом передаваться вашим собеседникам.
Символы
Чтобы передать значение, вы формируете сообщения, состоящие из вербальных и невербальных символов. Символы — это слова, звуки и действия, представляющие конкретное содержание значения. Когда вы говорите, вы выбираете слова, передающие значение. В то же время ваши слова сопровождаются выражением лица, зрительным контактом, жестами и тоном голоса, — эти невербальные ключи тоже влияют на значение, которое извлекает слушатель из использованных вами символов. Когда вы слушаете, вы также используете и вербальные, и невербальные ключи, чтобы извлечь смысл из сказанного.
Кодирование и декодирование
Когнитивный мыслительный процесс трансформации идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения называется кодированием сообщения; обратный процесс трансформации сообщений в идеи и чувства называется декодированием. Обычно вы, наверное, и не думаете о процессах кодирования и декодирования. Но если вы испытываете трудности в общении, то начинаете об этом беспокоиться. Например, если во время выступления вы замечаете ухмыляющиеся физиономии, то можете использовать другой процесс кодирования и подобрать другие выражения, которые лучше будут передавать значение. И аналогично, придется позаботиться о процессе декодирования, если в каком-то предложении вам встретилось незнакомое слово.
Если вербальные и невербальные ключи вступают в конфликт, то процесс кодирования усложняется. Например, ваш коллега говорит: «Меня очень интересует, как вы пришли к такому решению», при этом ваш собеседник наклоняется вперед и заинтересованно смотрит на вас — это одно; но если он зевает и смотрит в сторону, то декодированное значение будет совсем иным.
Форма или организация
Если значение сложное, то может потребоваться организовать его по разделам или расположить в определенном порядке. Форма сообщения особенно важна, если человек говорит (один) без перерывов в течение довольно длительного промежутка времени, как это происходит во время публичного выступления или когда вы рассказываете о каких-либо событиях сослуживцам.
Каналы
Канал — это и маршрут сообщения, и средства его передачи. Сообщения передаются через сенсорные каналы. При непосредственном контакте между людьми используются два основных канала: звук (вербальные символы) и видимые сигналы (невербальные ключи). Однако люди могут общаться (и общаются) посредством любого из пяти сенсорных каналов, поэтому аромат духов или крепкое рукопожатие могут столь же много привнести в значение, как все увиденное и услышанное. В целом, чем больше каналов использовано для передачи сообщения, тем больше вероятность того, что коммуникация будет успешной.
Шум
Шум — это любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу обмена информацией.
Внешние шумы — это предметы, звуки и другие стимулы окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается. Например, человек дает указания по поводу работы с новым кухонным комбайном, а вас отвлекает радио, по которому передают вашу любимую песню, — это внешний шум.
Смотрите также
«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...
Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...
Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...