Мы определили коммуникацию как процесс создания и передачи значения в любом контексте — в контексте неформальной беседы, группового взаимодействия и публичного выступления.

Элементами коммуникационного процесса являются контекст, участники, сообщения, каналы, шум и обратная связь.

Коммуникация играет важную роль в любых аспектах нашей жизни. Во-первых, коммуникация выполняет ряд важных функций. Люди общаются ради потребности в коммуникации, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Во-вторых, коммуникация протекает в ситуациях межличностного, группового взаимодействия, публичного выступления и при помощи электронных средств. Кроме непосредственного общения лицом к лицу мы общаемся теперь и через электронную почту, сетевые конференции, чат-румы и, находясь практически в любом месте, можем общаться через мобильные телефоны и пейджеры.

Проблема: когда я выступаю в классе или на студенческом собрании, я часто с головой зарываюсь в свои бумаги или смотрю на потолок и стены.

Цель: смотреть прямо на людей во время выступления.

Процедура: я отведу время на то, чтобы попрактиковаться в выступлении в своей комнате. (1) Я буду говорить стоя, как в классе. (2) Я представлю себе, что предметы в комнате — это люди, и во время выступления буду на них смотреть. (3) Во время произнесения речи я постараюсь контролировать себя и обращать внимание на то, когда я смотрю на аудиторию, а когда нет.

Тест достижения цели: цель будет считаться достигнутой, когда я почти все время буду смотреть на аудиторию.

Рис. 1.3.

План совершенствования коммуникации

Нашей коммуникацией руководят, по крайней мере, шесть принципов. Во-первых, коммуникация целенаправленна. Во-вторых, межличностная коммуникация непрерывна. В-третьих, коммуникационные сообщения меняются в зависимости от уровня сознательного кодирования. Сообщения могут быть спонтанными, сценарными ли сконструированными. В-четвертых, межличностная коммуникация относительна, она определяет власть и взаимные чувства людей. В аспекте относительности коммуникация может быть комплементарной или симметричной. В-пятых, коммуникация имеет культурные границы. В-шестых, коммуникация имеет этический аспект. Этические нормы, влияющие на коммуникацию, включают в себя правдивость, целостность, справедливость, уважение и ответственность. В-седьмых, межличностной коммуникации можно научиться.

Основным аспектом данного курса является компетенция — мы все хотим научиться эффективно общаться. Компетентность — это умение общаться так, что другие воспринимают ваше коммуникативное поведение как одновременно соответствующее ситуации и эффективное. Оно включает расширение багажа знаний о коммуникации и понимание ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, определение и достижение целей и способность использовать различные поведенческие навыки для достижения целей. Навыки можно приобрести, развивать и совершенствовать. И вы можете улучшить ваше обучение, сформулировав и записав цели и систематически совершенствуя ваш репертуар навыков.

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...