Хотя моя семья происходит из китайской провинции Кантон, где находится наша родная деревня, я — американка китайского происхождения, родилась и воспитывалась в дельте Миссисипи. Привыкнув, что мои братья и сестры — на самом деле все мои ближайшие родственники — используют классический язык Юга, я недоумевала, когда поступила в университет в Индиане, почему мои индианские ровесники и преподаватели смотрели на меня как на своего рода загадку. Они шутили: «Картинка прекрасная, но нужно наладить звук». Такого рода замечания преследовали меня вплоть до Техаса, где, разумеется, говорили на других версиях английского языка. «Наладьте звук». Что это значило? Разве эти люди раньше не встречались с кем-нибудь с Миссисипи? Конечно, встречались. Но я была другой. Я была китаянкой с Миссисипи. С начала XIX века эта благодатная сельскохозяйственная земля стала родиной для работавших на ней 1200 кантонских китайцев из южного Китая, которые здесь постепенно ассимилировались, став южанами, как и другие, им подобные: китайцы, живущие на Миссисипи (МК). На я часто наблюдала, как южная благовоспитанность и конфуцианство проявляли себя в разговоре МК.

Наиболее характерные черты, типичные для речи МК, — это уважение, вежливая подача или выслушивание точек зрения, желаний или суждений собеседника, что проявляется в двух формах: приспосабливании (то есть создании для не МК-говорящего атмосферы комфорта и радушия) и изменении темы разговора. Ирония состоит в том, что приспосабливание для обеспечения большего комфорта для не МК-говорящего слушателя в некоторых случаях приводит к дискомфорту для МК-говорящего. И наоборот, изменение темы часто обеспечивает снятие напряжения и ощущение контроля МК-говорящему, но приносит разочарование не МК-слушателю. Для не МК-говоряще-го и слушателя знание правил вежливости, принятых у МК, поможет более эффективно общаться с китайцами.

Несколько лет назад в институте, где я преподавала, я пыталась наладить дружбу с коллегой. Эта женщина была знатоком своего дела — преподавания, она говорила властно и часто открыто показывала свое честное, но предвзятое отношение ко мне как к личности. Случайно мы встретили друг друга на прогулке и разговорились.

— Привет, Гонг. В воскресенье я была в тайском ресторане. Я попросила соевый соус, а официант посмотрел на меня, как на сумасшедшую. Что плохого случилось, когда я попросила немного соевого соуса? Пища была плохая, как обычная скверная китайская еда, поэтому я все поливаю соусом. Отчего этот парень так на меня разозлился?

— Попросить соевый соус — это не преступление. Я не знаю, почему официант так себя повел, — ответила я застенчиво. Я удивилась, почему она начала обсуждать со мной тему тайской кухни — я не эксперт в этом, хотя мне доставляет удовольствие именно эта кухня.

— Мы должны позавтракать. Как у тебя с расписанием? — осведомилась коллега.

— Я уже ела. К тому же сегодня я должна закончить работу в офисе. Извини, что я не смогу с тобой позавтракать, — мне было неудобно, хотя я говорила правду.

— а что ты ешь? Наверное, яичные рулетики, а? Гонг, ты ведь всегда ешь яичные рулетики — или, как минимум, их предпочитаешь. Помнишь, когда ты впервые приехала сюда несколько лет назад? Я не могла в это поверить — китаянка преподавательница английского, да еще с южным акцентом. Я делю кабинет с парнем по имени Джо, который постоянно ест тако и авокадо, а тогда я увидела тебя в холле, уплетающую яичные руле-тики. Правда, Гонг? Ты помнишь?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...