Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации на конкретных стимулах из всего множества стимулов, достигающих наших органов чувств. В главе 2 уже говорилось о том, что мы обращаем внимание на информацию, которая интересна и которая соответствует нашим физическим и психологическим потребностям. Но, чтобы быть хорошими слушателями, мы должны тренироваться сосредоточивать внимание на том, что говорят другие люди, вне зависимости от наших интересов и потребностей.

Сосредоточение

— перцептивный процесс выбора и концентрации на конкретных стимулах из всего множества стимулов, достигающих наших органов чувств.

Рассмотрим три метода сознательного сосредоточения внимания.

1. Физически и психологически подготовиться к слушанию. В физическом отношении, умеющие хорошо слушать принимают позу слушателя. Например, когда искушенному слушателю становится известно, что сейчас прозвучит важная информация, он выпрямляется, слегка подается вперед, замирает и смотрит прямо на говорящего. Он также внутренне фокусирует внимание, блокируя множество мыслей, проходящих через сознание. Хотя то, о чем вы думаете, может быть более приятным, чем то, о чем кто-то вам говорит, следует побороть себя и прислушаться.

Конечно, иногда вы можете позволить себе слушать не очень внимательно. Есть выражение «слушать краем уха», например, когда не очень внимательно смотрят несерьезный фильм, чтобы приятно провести время. К несчастью, многие люди подходят ко всем ситуациям так, как если бы они слушали просто ради удовольствия.

2. Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего. Общение не строится на монологах. В разговоре от вас требуется быть то говорящим, то слушающим настолько часто, что временами вам сложно переключаться полностью. Если вместо того чтобы слушать, вы тратите время на планирование ответа и ждете возможности вставить слово, эффективность вашего слушания резко падает. В споре, особенно в горячем, остановитесь и проверьте себя — не готовите ли вы фразу, вместо того чтобы слушать? Переключение с роли говорящего на роль слушателя требует постоянных и продолжительных усилий.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Сосредоточение внимания

Выберите информационную программу на одном из телевизионных каналов. Смотрите ее в течение по крайней мере пятнадцати минут, устроившись поудобнее в кресле или растянувшись на полу. Пусть по радио негромко играет музыка. Затем в течение следующих пятнадцати минут слушайте, предпринимая сознательное усилие, чтобы использовать руководящие принципы для повышения внимательности. В рабочей тетради под пунктом 6.1 сравните непринужденное слушание со слушанием при сосредоточении внимания. Какие различия вы заметили между первой и второй ситуациями? Каковы были результаты этих различий?

3. Выслушать, прежде чем реагировать. Слишком часто мы прекращаем слушать, прежде чем человек закончит говорить, потому что мы «знаем», что он намерен сказать, хотя наше «знание» — не более чем предположение. В соответствии с этим заведите привычку всегда давать возможность людям высказать свои мысли, прежде чем вы прекратите слушать или ответите.

Помимо преждевременного прекращения слушания нас часто отвлекают отдельные слова и манеры собеседника. Например, нас может раздражать, если человек бормочет, заикается или говорит монотонн

Страницы: 1 2

Смотрите также

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...