Ассертивность означает умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других.

Ассертивность

— умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других.

Отсутствие ассертивности может помешать вам достичь цели и снизить вашу самооценку. Мы сможем лучше понять определенные качества ассертив-ного общения, если сравним его с другими способами взаимодействия, когда мы считаем, что наши права, чувства или потребности могут быть нарушены или проигнорированы.

Другие способы выражения потребностей и прав

Когда мы считаем, что наши права, чувства или потребности проигнорированы или нарушены другими, мы можем выбрать один из трех видов поведения: пассивный, агрессивный или ассертивный.

Пассивное поведение

Люди ведут себя пассивно, когда они не высказывают своего мнения, не показывают своих чувств или не принимают на себя ответственность за свои действия.

Пассивное поведение

— нежелание высказывать свое мнение, показывать свои чувства или не принимать на себя ответственность за свои действия.

Они могут вести себя пассивно, потому что они боятся наказания за свои действия, не уверены в своих знаниях или по другим причинам. Независимо от их мотивации, вместо того чтобы попытаться повлиять на поведение других, они подчиняются их требованиям, даже когда это создает им неудобства, не соответствует их интересам или ущемляет их права. Например, Билл, распаковывая новый телевизор, который он купил в местном универмаге, заметил царапину на корпусе. Если Билл расстроился из-за царапины, но оставил телевизор, не делая ни малейшей попытки вернуться в универмаг и заменить его, то он повел себя пассивно.

Агрессивное поведение

Люди ведут себя агрессивно, когда для достижения своей цели они позволяют себе нападки на окружающих, не принимая во внимание ситуацию и не считаясь с чувствами, нуждами или правами других.

Агрессивное поведение

— нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.

Агрессивность нельзя путать с ассертивностью. Агрессивное поведение, в отличие от ассертивного, неэтично. Агрессоры пытаются достичь своих целей, не считаясь с потребностями, правами или чувствами других. В результате люди, которые получают агрессивные послания, будут обижены, ощущая, что с их чувствами не считаются (Martin, Anderson, & Horvath, 1996).

Предположим, что, обнаружив царапину на корпусе своего нового телевизора, Билл ворвался в универмаг, схватил первого попавшегося продавца и громко потребовал назад деньги, обвиняя его в том, что он расист и намеренно продал ему товар с дефектом. Такая агрессивность поможет (или не поможет) заменить поцарапанный телевизор, но это поведение никак не назовешь этичным.

Ассертивное поведение

Как мы уже отметили, ассертивное поведение означает умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях. Различие между ассертивным, пассивным и агрессивным поведением состоит не в чувствах, стоящих за вашей реакцией, а в способе реагирования на события.

Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь

Пассивное, агрессивное и ассертивное поведение

Следующие один или два дня понаблюдайте за людьми и их поведением. Отметьте ситуации, в которых, по вашему мнению, люди вели себя пассивно, агрессивно или ассертивно. Затем в рабочей тетради под пунктом 7.2 ответьте на следующие вопросы. Какие способы коммуникации, по вашему мнению, помогают людям достичь того, чего они хотят? Какие способы коммуникации, поддержат или даже усилят межличностные отношения с другим человеком или с другими людьми?

Если Билл выбирает ассертивную реакцию, он все же может злиться, что привез домой телевизор с дефектом. Но при этом он не бездействует и не устраивает скандал, а, например, звонит в универмаг и просит позвать к телефону продавца, который продал ему телевизор. Он описывает ему состояние телевизора и свои чувства, когда он обнаружил глубокую царапину на его корпусе после того, как распаковал покупку. Затем он объясняет, что звонит с целью узнать, какие именно действия он должен предпринять, чтобы вернуть поцарапанный телевизор и получить новый. Агрессивное поведение также могло бы привести Билла к намеченной цели — получить новый телевизор, но ассертивное поведение помогает достичь той же самой цели с меньшими эмоциональными затратами со стороны всех участников этого события.

Полетт Дэйл (Dale, 1999), консультант по ассер-тивному поведению, следующим образом сравнивает эти типы поведения: тогда как покорная или пассивная реакция выражает послание «Я не важен, а вы важны», а агрессивная реакция выражает послание «Я важен, а вы ничто», ассертивный ответ выражает послание «Я важен, вы важны, мы оба важны». Нам часто приходится отстаивать свои права. Секрет заключается в том, чтобы:

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...