Учитесь отвечать ассертивно

Вспомните пять ситуаций, в которых вы вели себя неуверенно или агрессивно. Под пунктом 7.3 рабочей тетради напишите диалог для каждой ситуации. Затем замените ассертивными ответами неуверенные или агрессивные реакции, которые вы демонстрировали в каждом случае.

Ниже приводится запись беседы между двумя людьми — Трэвором и Мэг. Прочитайте ее и оцените, насколько успешно они общаются. Ответьте на следующие вопросы.

1. Как Трэвор и Мэг раскрывают свои чувства?

2. Насколько эффективно каждый из собеседников персонализирует свои чувства и взгляды?

Персонализируйте свои чувства.

Ассертивные люди подчеркивают, что выражаемые мысли и чувства принадлежат им.

Избегайте употреблять язык конфронтации.

Ассертивные люди не используют угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений.

Используйте конкретные формулировки, касающиеся определенного поведения.

Вместо того чтобы сосредоточивать внимание на посторонних предметах, ассертивные люди используют описательные выражения, которые фокусируются на более уместных вопросах.

Поддерживайте зрительный контакт и устойчивое положение тела.

Ассертивные люди смотрят собеседникам прямо в глаза, а не прячут взгляд, не глядят в пол, не раскачиваются взад и вперед, не сутулятся и не используют другие сигналы, которые могут быть восприняты как проявление нерешительности или неуверенности.

Поддерживайте твердый, но приятный тон голоса.

Ассертивные люди говорят твердо, но с нормальной высотой и силой голоса и в нормальном темпе.

Не запинайтесь и не бормочите.

Ассертивные люди избегают длинных пауз и других признаков неуверенности.

Рис. 7.2.

Характеристики ассертивного поведения

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Развитие ассертивныхреакций

Для каждой из этих ситуаций запишите пассивные или агрессивные реакции и затем сравните их с более уместной ассертивной реакцией.

Вы возвращаетесь к себе, чтобы напечатать задание к завтрашнему дню, и обнаруживаете там кого-то еще, кто печатает на вашей пишущей машинке.

Пассивная или агрессивная реакция:

Ассертивная реакция:

Вы работаете в магазине неполный день. Именно в тот момент, когда ваш рабочий день закончился и вы готовы уйти (вы хотите скорей отправиться домой, потому что у вас запланирован приятный ужин в обществе дорогого вам человека), ваш начальник заявляет вам: «Мне бы хотелось, чтобы вы еще поработали, если вы не против. Мартин должен был заменить вас, но он только что позвонил и сказал, что сможет быть не раньше чем через час».

Пассивная или агрессивная реакция:

Ассертивная реакция:

Вы говорите по телефону с родителями, которые живут в другом штате, и ваша мать сообщает вам: «Мы ожидаем, что ты поедешь вместе с нами в субботу навестить твоего дядю». Вы же собирались провести субботу, работая над своим резюме, так как у вас на следующей неделе важное интервью.

Пассивная или агрессивная реакция:

Ассертивная реакция:

Вы собираетесь пойти на танцы со своим другом, это удовольствие вы долго предвкушали. Когда вы встретились, ваш приятель заявляет: «Если тебе все равно, я подумал, мы бы лучше пошли в кино».

Пассивная или агрессивная реакция:

Ассертивная реакция:

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Ассертивность

Навык

Использование

Процедура

Пример

Эффективное отстаивание собственных интересов в межличностных отношениях путем честного описания своих чувств и защиты своих прав, при уважении прав других людей.

Ясная передача своих мыслей и чувств.

1. Определите, что вы думаете или чувствуете.

2. Проанализируйте причины этих чувств.

3. Выберите подходящие навыки для передачи ваших чувств, помня о желаемом результате.

4. Расскажите об этих чувствах собеседнику.

Не забудьте персонализировать ваши чувства.

Джон считает, что был несправедливо обвинен, и он говорит: «Мне никогда прежде не говорили, что я неправильно сделал чай со льдом — что, произошли какие-то политические изменения?»

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...