Конфликт
Чтобы завоевать известность, ученые могут создать новую теорию, более четко описывающую взаимодействия людей; провести серию исследований, проверяющих и уточняющих теории других психологов, или заняться популяризацией знаний: систематизировать их, синтезировать теории и исследования, проведенные в данной области, так чтобы даже неспециалисты в данной сфере могли лучше понимать, что происходит. Дэн Кэнери добился славы, занимаясь популяризацией науки.
Анализ исследований, проведенный Кэнери, помогает определить, какой тип поведения приводит к тому, что человек воспринимается другими как компетентный и способный разрешить конфликт. Люди всегда придерживаются неких представлений о том, какое поведение приемлемо или эффективно в том или ином случае. Однако Кэнери считает, что очень важно, чтобы человека, разрешающего конфликт, считали компетентным. Опираясь на теорию компетентности Шпицберга, Кэнери определяет в своих исследованиях, какое поведение в конфликте помогает достичь приемлемости и эффективности. Результаты его исследований последовательно показывают, что интеграционная стратегия в конфликте, включающая такие методы, как сотрудничество и компромисс, оказывается наиболее приемлемой и эффективной. Более того, исследования Кэнери показали, что если один из участников отношений выглядит более компетентным при разрешении конфликтов, то другой ему больше доверяет, больше удовлетворен отношениями и воспринимает их как более близкие.
Обзоры Кэнери определяют конкретное поведение по управлению конфликтами, которое оказывается приемлемым и эффективным. Кэнери обнаружил, что когда человек одобряет аргументы других (например, «ну, теперь я вижу, почему ты так думаешь») и когда человек соглашается с аргументами других («Да, интересная мысль, а я об этом не подумал»), то такое поведение рассматривается людьми как приемлемое поведение в конфликте. Однако чтобы поведение считалось эффективным, нужно вести себя несколько иначе. По мнению Кэнери, человек ведет себя эффективно, когда, пытаясь управлять ситуацией, высказывает исчерпывающие аргументы, развивает и защищает свою точку зрения и четко разъясняет свои идеи. В ситуации конфликта приемлемое поведение может быть неэффективным, потому что оно, очевидно, подразумевает своего рода соглашение с другим человеком.
Кэнери считал, что в конфликтных ситуациях можно вести себя и приемлемо, и эффективно. Это привело его к исследованию аргументации в ситуациях конфликта. Его предварительные результаты показали, что компетентные люди (чье поведение со стороны казалось приемлемым и эффективным) начинали обычно с того, что признавали точку зрения другого или соглашались с частью его аргументов, прежде чем объясняли, оправдывали и отстаивали свою собственную точку зрения. Как считает Кэнери, при такой последовательности компетентные люди интерпретируют взаимодействие как совместное разрешение проблемы, а не борьбу интересов, когда может победить только одна сторона.
Многие выводы Кэнери и его положения о конфликте в личных отношениях включены в его книги «Конфликт во взаимоотношениях между людьми» (Relationship Conflict) (написана в соавторстве с Уильямом Капечем и Сьюзен Мес-смен) и «Компетенция в межличностном конфликте» (Competence in Interpersonal Conflict) (в соавторстве с Капечем). Первая книга представляет собой синтез литературы о конфликте, написанной для аспирантов и ученых; во второй автор описывает, как читатели могут стать более компетентными и справиться с межличностным конфликтом в разных ситуациях. Полные ссылки на эти и другие публикации Кэнери есть в списке литературы в конце нашей книги.
Кэнери читает курс лекций по межличностной коммуникации, разрешению конфликтов и методологии исследований. Он разработал систему быстрой оценки конфликта, которую можно использовать, чтобы сделать эффективные и достоверные выводы из возникшего конфликта.
Стиль конфликта
Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации?
Какие стили разрешения конфликта вызывают у вас с наибольшие затруднения?
Подход |
Характеристики |
Цель |
Точка зрения |
Уход |
Нежелание сотрудничать, застенчивость |
Воздержаться от конфликта |
Я не хочу говорить об этом |
Приспособление |
Сотрудничество, застенчивость |
Не расстраивать человека |
Не так важно, чтобы все было по-моему, гораздо важнее сохранить мир |
Принуждение |
Нежелание сотрудничать, самоуверенность |
Настоять на своем |
Я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать |
Компромисс |
Частичное желание сотрудничать |
Получить частичное удовлетворение |
Мои требования будут частично удовлетворены, и я, в определенной мере, учту интересы другого человека |
Сотрудничество |
Взаимодействие, настойчивость |
Совместно разрешить проблему |
Давай обсудим и найдем наилучшее решение для нас обоих |
Смотрите также
Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...
Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...
Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...