Навыки межличностного общения при проведении собеседования
Перепечатано с разрешения United Feature Syndicate Inc.
Закрытые и открытые вопросы могут быть в то же время нейтральными или наводящими. Нейтральные вопросы не содержат подсказки ответа, например: «Как вам нравится ваша новая работа?». Они не выдают мнение интервьюера о предмете беседы. Наводящие вопросы предполагают некоторый ожидаемый ответ и как бы подводят к нему собеседника: «Вам не нравится ваша новая работа, не правда ли?». Обычно при собеседовании предпочтительнее использовать нейтральные вопросы.
Основные вопросы — это открытые или закрытые вопросы, которые интервьюер готовит заранее. Они составляют основу собеседования. Второстепенные или последующие вопросы могут быть также спланированы или возникать спонтанно, но они задаются в зависимости от ответов на главные вопросы. Некоторые второстепенные вопросы заставляют собеседника продолжить свою мысль: «Что было дальше?», «Что-нибудь еще?»; другие уточняют: «Что значит постоянно?», «Что вы тогда думали по этому поводу?»; некоторые второстепенные вопросы выясняют чувства, которые испытывал ваш собеседник в той или иной ситуации: «Что вы испытывали, получив вознаграждение?», «Вы забеспокоились, когда не нашли ее?». Главная цель второстепенных вопросов — заставить собеседника расширить свой ответ, поскольку ответы могут быть неполными или неясными. Кандидат, отвечающий на ваши вопросы, может не понимать, как много подробностей вам нужно выяснить, а в некоторых случаях сознательно уклоняться от правдивых ответов. На рис. 9.3 даны образцы вопросов, которые вы можете использовать при подготовке к собеседованию.
Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь
Что нужно интервьюеру
Позвоните в крупную местную компанию и договоритесь о встрече со служащим отдела по работе с персоналом, в чьи обязанности входит проведение собеседования с кандидатами на работу. Задайте ему несколько вопросов относительно характера его работы. Эта информация может оказаться полезной для вас. Например, вы можете спросить: «Какие качества должен показать поступающий на работу?» или «Как вы решаете, кого приглашать на собеседование?». В рабочей тетради под пунктом 9.2 запишите вопросы, которые вы планируете задать, оставляя место для ответов. Во время собеседования запишите ответы на каждый из вопросов. После беседы обсудите полученные результаты в группе.
Собеседование
— спланированная беседа с целью обмена информацией, которая необходима для принятия верного решения.
Открытые вопросы
— простые вопросы, позволяющие сформулировать ответ в свободной форме.
Закрытые вопросы
— точно сформулированные вопросы, требующие краткого ответа.
Нейтральные вопросы
— вопросы, не содержащие в себе подсказки ответа и не выдающие мнения интервьюера о предмете беседы.
Наводящие вопросы
— вопросы, сформулированные так, что подсказывают ожидаемый от собеседника ответ.
Основные вопросы
— открытые или закрытые вопросы, которые интервьюер планирует заранее.
Второстепенные или последующие вопросы
— запланированные или спонтанные вопросы, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы.
Завершение собеседования. В конце собеседования вы должны обязательно объяснить, что будет дальше и насколько полезной оказалась полученная вами информация. Объясните процедуру принятия вашего решения. Расскажите вашему собеседнику, как и когда его известят о вашем решении. Затем закончите собеседование в вежливой и нейтральной манере и поблагодарите собеседника за потраченное время и проявленный интерес.
Во время собеседования будьте аккуратны и не забывайте о собственном имидже. Старайтесь не терять время, но дайте возможность вашему собеседнику задать свои вопросы.
Смотрите также
Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...
Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...
Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...