Температура в комнате, где встречается группа, влияет на то, как взаимодействуют между собой члены группы. Когда в комнате слишком тепло, люди не только испытывают дискомфорт, но у них также возникает ощущение тесноты, что может вызывать раздражение. Точно так же, если температура в комнате или другом месте, где встречается группа, слишком низкая, членам группы будет сложнее сосредоточиться на задаче.

Место, в котором проводятся собрания группы, должно соответствовать по своему размеру и по своей структуре характеру группы и задачам, которые она намерена решить за время совместной работы. Когда пространство слишком велико для группы, ее члены чувствуют себя подавленными и отделенными друг от друга. В некоторых случаях им даже может быть трудно услышать друг друга. Если пространство слишком маленькое, группе может быть в нем тесно. Все мы бывали в ситуациях, когда размер комнаты способствовал появлению негативных ощущений. Мужчины и женщины, по-видимому, различаются в своих пространственных предпочтениях. Женщины, как правило, находят маленькие комнаты более удобными для себя, в отличие от мужчин, которые предпочитают более просторные помещения (Freedman, Klevansky, & Ehrich, 1971).

Физические условия работы могут влиять как на взаимодействие в группе, так и на принятие решений (рис. 10.1). Расположение участников собрания может быть слишком формальным. Это происходит, когда места для сидения организованы по типу зала заседаний совета директоров, как показано на рис. 10.1а, где место человека за столом указывает на его статус. При таком расположении мест возникает доминантно-подчиненная структура, что может отрицательно сказаться на взаимодействиях внутри группы. На человека, сидящего во главе стола, обычно начинают смотреть как на лидера и считать его более влиятельным, чем члены группы, сидящие по сторонам стола. Люди, которые сидят за столом друг против друга, общаются друг с другом чаще, но и чаще обнаруживают себя несогласными друг с другом, чем с остальными присутствующими.

Чересчур неформальное расположение также может ухудшить взаимодействие. Например, на рис. 10.1б три человека, сидящие на кушетке, образуют собственную маленькую группу, два человека, сидящие рядом друг с другом, образуют другую группу, и еще два участника собрания расположились особняком. При таком типе организации пространства люди общаются с теми, кто сидит рядом с ними, чаще, чем с другими. При таком расположении труднее поддерживать визуальный контакт с каждым членом группы. Джонсон и Джонсон (Johnson & Johnson, 2000) утверждают, что «легкость визуального контакта между членами группы увеличивает частоту взаимодействий, дружелюбие, степень сотрудничества и уровень взаимной симпатии в группе».

Идеальной формой организации мест для групповых дискуссий и решения проблем принято считать круг (рис 10.1 в). Круговое расположение повышает мотивацию участников говорить друг с другом, поскольку каждый может легко охватить взглядом всех и все представляются имеющими одинаковый статус. Если там, где встречается группа, нет круглого стола, ей может быть лучше обойтись вообще без стола или расположиться за квадратным столом, приблизительно сымитировав круговую организацию мест, как показано на рис. 10.1 г. Рис. 10.1. Членам какой группы, по вашему мнению, будет легче прийти к

Рис. 10.1.

Членам какой группы, по вашему мнению, будет легче прийти к решению? Почему?

Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь

Физические условия

В течение следующей недели записывайте информацию об условиях работы всех групп, участником которых вы являетесь. Обратите внимание на физические условия (расположение помещения, температуру, размер пространства, организацию мест), структуру взаимодействий (кто говорит, кто слушает, кто соглашается, кто не соглашается) и ваше удовлетворение от дискуссий в группе (высокое или низкое). В конце недели под пунктом 10.2 в вашей рабочей тетради проанализируйте эти данные и посмотрите, как физические условия могут влиять на характер взаимодействий в группе и на ваше удовлетворение от процесса работы в ней. Какие заключения вы можете вывести из своего анализа?

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...