Хотя исполнение всех ролей, обеспечивающих решение задачи, а также поддерживающих и процедурных ролей помогает группам в достижении их целей, для достижения групповых целей необходимо также хорошее руководство. Учеными было предложено большое количество определений лидерства. Во всех этих определениях лидерство рассматривалось как процесс влияния на членов группы для выполнения групповых целей (Shaw, 1981).

Лидерство

— процесс влияния на членов группы для достижения групповых целей.

Как вы помните, влияние — это коммуникативный процесс, который изменяет убеждения и действия других, но лидерство — это больше чем влияние. Лидерство — это использование влияния для помощи группе в достижении ее целей. Оно включает в себя мотивацию других членов группы для продолжения работы над общими целями. Давайте рассмотрим, как лидерство служит группе.

Функции лидерства

В своей книге по коммуникации в малых группах Фишер и Эллис (Fisher & Ellis, 1990) утверждают, что лидерство участвует в реализации «жизненно важных функций» группы. Эти функции включают в себя влияние на групповые процедуры и выполнение задач, а также поддержку удовлетворительных отношений между членами группы.

Лидерство может быть распределено между всеми членами группы, потому что различные роли в группах специально предназначены для выполнения каждой из этих функций. Тем не менее в большинстве групп некоторые из ролей, которые необходимы для эффективной работы группы, не принимаются на себя ее членами. Существует мнение, что роль лидера состоит в том, чтобы принять на себя какую-либо роль, необходимую группе, когда эта роль не принята на себя другими членами группы (Rothwell, 1998,).

Б. Обри Фишер (Fisher, 1985), известный специалист в области коммуникации, считает, что исполняющие роль лидера должны иметь разносторонние способности и приспосабливать свое поведение к ситуации. Лидеры мастерски умеют выслушивать группу, они настраиваются на то, что нужно группе в данное время. Основываясь на услышанном, лидеры приспосабливают свое поведение к ситуации и влияют на поведение группы, чтобы она вела себя так, чтобы это способствовало выполнению задачи.

Типы лидеров

В группе часто бывает более чем один лидер. Многие группы имеют формального лидера, то есть назначенного, наделенного властью воздействовать на других. Формальный лидер может быть назначен какой-либо внешней по отношению к группе организацией.

Формальный лидер

— назначенный лидер, который наделен законный властью для воздействия на других.

Например, декан колледжа может назначить студента на место председателя студенческого комитета на факультете, который следит за посещаемостью занятий. В некоторых ситуациях группа сама избирает формального лидера. Вместо того чтобы назначать кого-то главой комитета, декан может предоставить право комитету самому избрать председателя из своей среды. В обоих случаях человек, который принимает на себя официальное руководство группой, получит привилегии законной власти, на основе которой он будет влиять на группу. В одном случае власть пришла извне группы, в другом — из самой группы.

Во время работы группа может иметь только одного формального лидера, но лидерские функции могут выполнять несколько человек. Неформальные лидеры — это члены группы, чей авторитет опирается на их влияние в группе.

Неформальные лидеры

— члены группы, чей авторитет опирается на их влияние в группе.

Неформальные лидеры не обладают законной властью, их влияние основано, скорее, на компетентности и авторитете.

Как члены группы устанавливают и поддерживают неформальное лидерство

В соответствии с исследованиями Эрнста Бормана (Bormann, 1990), члены группы, которые становятся неформальными лидерами, в действительности не избираются; скорее, они выявляются через процесс двухступенчатого отсева.

В течение первой стадии процесса у членов группы формируется еще незрелое представление друг о друге, основанное на первом опыте общения. В течение этого периода отсеиваются те члены группы, которые не демонстрируют желания принять на себя обязанности или не имеют необходимых навыков для роли лидера. С меньшей вероятностью могут выявиться как лидеры те, кто не участвуют в разговоре (как из-за застенчивости, так и из-за равнодушия), чрезмерно категоричны в своих неординарных точках зрения и позициях, воспринимаются как недостаточно информированные, недостаточно интеллектуальные или опытные, а также ведут себя вызывающе.

Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь

Выявление ролей и лидерства

Выберите недавно сформированную группу, как минимум, из пяти человек, к которой принадлежите и вы, где есть неформальные лидеры. В ваших рабочих тетрадях под пунктом 11.2 определите роли, которые, на ваш взгляд, будет играть каждый член группы. Помните, что каждый участник может исполнять более чем одну роль. Затем ответьте на следующие вопросы:

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...