Выбор темы
Людей приглашают произносить речи, потому что они считаются экспертами в данной области, но выбирать наилучшую тему часто приходится самому докладчику. В чем различие между предметом и темой? Предмет — это определенная область знаний, например фондовая биржа, когнитивная психология, бейсбол или Ближний Восток. Тема — это какой-то конкретный аспект предмета. Таким образом, авторитетный человек, разбирающийся в фондовой бирже, готов говорить об особенностях Нью-Йоркской фондовой биржи, индексе Nasdaq,
стратегиях инвестиций, «бычьем» или «медвежьем» рынке2.
Цель этого раздела — помочь вам определить интересующую вас область и затем выбрать конкретные темы из этой области.
Предмет
— определенная область знаний.
Тема
— конкретный аспект предмета.
Как выбрать предмет выступления
Когда вы собираетесь произнести речь, воспользуйтесь теми же критериями для определения темы, которые применяют в своей практике профессиональные докладчики. Сначала выясните: 1) какая область знаний имеет для вас большое значение; 2) в какой области вы что-то знаете. Затем выберите подходящие темы из этой области.
Этим критериям, вероятно, будут удовлетворять такие темы, как ваше призвание (основная специальность, будущая профессия или работа в настоящее время), ваше хобби или любимое занятие в часы досуга, особые интересы (социальные, экономические, образовательные или политические). Так, если ваше призвание — розничная торговля, ваше любимое занятие — теннис, но больше всего вас беспокоят проблемы неграмотности, злоупотребления алкоголем и наркотиками, токсичных отходов, то для вашей речи вы можете выбрать какую-то одну из этих тем.
Есть соблазн просто рассказать о чем-то, что хотят услышать люди. Однако аудитория предпочитает слушать оратора из-за его кажущейся компетентности или понимания определенного предмета. Даже профессиональные ораторы могут попасть впросак, если возьмутся рассуждать на малознакомые темы.
Если вы неопытный докладчик, то для вас важно выбрать темы в таких областях, в которых вы уже несколько лет или месяцев работали или которые изучали.
В табл. 12.1 приводятся предметные области, названные студентами из двух групп в качестве своего призвания, хобби, интереса или предмета для изучения.
Вы будете более эффективным оратором, если тщательно спланируете свою речь, чтобы цель речи стала очевидной для аудитории.
Выбор тем с помощью «мозгового
штурма»
Как только вы определили интересующую вас область, вам в голову могут прийти несколько подходящих тем. Для выбора лучших из них требуется составить список из нескольких тем. Чтобы стимулировать мышление, попытайтесь применить метод «мозгового штурма». Как мы уже обсуждали в главе 10, это метод свободных ассоциаций, направленный на то, чтобы генерировать как можно больше идей.
Чтобы отобрать темы с помощью мозгового штурма, нужно разделить лист бумаги на три колонки. Используйте заголовки в табл. 12.1 в качестве образца и запишите названия предметов наверху в каждой колонке. Работайте, по крайней мере, несколько минут с каждой колонкой и придумайте по несколько тем для каждой области. Несмотря на то, что вам, может быть, не удастся заполнить все колонки сразу, попробуйте перечислить, по крайней мере, двадцать тем в каждой колонке, прежде чем вы начнете их оценивать. Когда список в каждой колонке завершен, прочтите заголовки и найдите темы, которые кажутся вам особенно важными или могут представлять интерес для вашей аудитории. Например, человек, который назвал «магию» в качестве своего хобби, может назвать те же темы, что приводятся в табл. 12.2.
Смотрите также
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...
Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...
Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...