«Дамы и господа . мой ли это голос? Я никогда раньше не слышал, как он звучит из динамиков. Он кажется таким незнакомым. Эй. Эй. Не могу поверить, что это я. Что за странное чувство. Раз, два, три . Эй. Вау .»

Артикуляция — это придание звукам речи формы, превращающей их в распознаваемые оральные символы, сочетание которых образует слово. Артикуляцию часто путают с произношением, формой и акцентированием различных слогов слова. К примеру, в слове статистика артикуляция относится к формированию десяти звуков (с-т-а-т-и-с-т-и-к-а), а произношение — к группированию и акцентированию звуков (ста-тис-ти-ка). Если вы не уверены в том, как следует произносить какое-то слово, воспользуйтесь словарем.

Артикуляция

— придание звукам речи формы, превращающей их в распознаваемые оральные символы, сочетание которых образует слово.

Произношение

— форма и акцентирование различных слогов слова.

Проследите, не добавляете ли вы звук там, где его не должно быть (athalete вместо athlete), не пропускаете ли имеющийся звук (libary вместо library), не меняете ли звуки местами (revalent вместо relevant), не искажаете ли их (truf вместо trutA). Хотя некоторые из нас имеют постоянные проблемы с артикуляцией, которые требуют вмешательства логопеда (например, систематически заменяют th на s в своей речи), большинство людей страдают небрежным произношением, которое можно легко исправить.

Убедитесь, что вы не допускаете две наиболее распространенные артикуляционные ошибки: нечеткое произношение звуков (слияние звуков и слов) и отбрасывание окончаний слов. Разговорный английский отличается слитным произношением звуков. Например, большинство людей, скорее всего, скажут «tha-table» вместо «that table» (тот стол) — все дело в том, что слишком трудно произнести подряд два звука «t». Но многие из нас нечетко произносят звуки и опускают окончания слов в чрезмерной степени. Случай, когда говорят «Who ya gonna see?» вместо «Who are you going to see?», иллюстрируют обе эти ошибки. Если ваша речь «нечленораздельна», поскольку вы торопитесь и нечетко произносите звуки, то вы можете добиться заметного прогресса, посвящая 10-15 минут трижды в неделю чтению вслух отрывков из книг и пытаясь тщательно артикулировать каждый звук. Некоторые педагоги советуют «пережевывать» слова, т. е. убеждаться, что губы, челюсти и язык двигаются должным образом при каждом произносимом вами звуке. Как и в случае большинства других проблем с произнесением речи, ораторы должны добросовестно заниматься по несколько дней в неделю в течение многих месяцев, чтобы добиться заметных успехов.

На рис. 16.1 перечислены некоторые из распространенных трудных слов, которые люди часто произносят неправильно.

Серьезной проблемой ораторов, представляющих различные культуры или живущих в разных регионах страны, является их акцент: изменения формы слов, интонация и речевые привычки, типичные для коренных жителей страны, региона и даже штата или города. Когда же человеку следует заняться смягчением или устранением того или иного акцента, который может у него быть? Если ваш акцент настолько «неуклюж» или не соответствует ожиданиям людей, что вам трудно эффективно общаться, или если вы собираетесь посвятить себя педагогике, работе на радио и телевидении или другой профессии, где акцент может негативно сказаться на результатах вашей деятельности, вам следует предпринять усилия по его смягчению или устранению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...