Преодоление нервозности
Если вы обнаруживаете, что ведете негативный разговор с самим собой, противопоставьте своим негативным утверждениям позитивные. К примеру, если вы замечаете, что говорите себе: «Я испуган», — вмешайтесь и скажите: «Нет, я приятно возбужден».
Если вы замечаете, что говорите: «Я все забуду», — скажите: «У меня есть карточки с записями. Если я что-то забуду, то сделаю паузу, посмотрю в свои записи и продолжу выступление».
Если вы замечаете, что говорите: «Я — плохой оратор, и что я только здесь делаю?», — скажите: «Я делаю все, на что я сегодня способен, — и это уже неплохо».
Сделайте паузу продолжительностью в несколько секунд, прежде чем начать. Когда вы подойдете к трибуне, остановитесь на несколько секунд, прежде чем начать говорить. Сделайте глубокий вдох в том момент, когда вы устанавливаете с аудиторией зрительный контакт; это может помочь вам отрегулировать свое дыхание. Постарайтесь немного подвигаться во время произнесения нескольких начальных фраз; иногда нескольких жестов или шагов оказывается достаточно для того, чтобы снять напряжение.
Постоянная нервозность
Когда же нервозность оратора превращается в реальную проблему? Когда она выбивает человека из колеи — когда страх настолько велик, что человек неспособен произнести речь до конца. К сожалению, многие из таких студентов реагируют на это прекращением учебы. Но это не решение проблемы. Людям
Ораторы могут воспользоваться секретами спортсменов-победителей. Осознайте, что ваша первичная нервозность может настроить вас на предстоящее выступление и что она исчезнет как только вы начнете говорить, визуализируйте свой успех и начинайте выступление.
приходится произносить речи перед разными аудиториями — им приходится выступать перед сверстниками, представителями других организаций, клиентами и другими людьми, чтобы объяснить свои идеи. Хотя никогда не поздно обратиться за помощью, лучшее время начать работать над преодолением нервозности перед выступлением — это поступить на студенческий курс ораторского искусства. Даже если ваши страхи оказываются на поверку скорее воображаемыми, чем реальными, важно изыскать время для обращения за помощью.
В качестве первого шага подойдите к своему преподавателю после занятий и поговорите с ним о своих трудностях. Преподаватель должен порекомендовать вам людей, с которыми вы могли бы побеседовать, или программы, в которых вы могли бы принять участие. Возможно, вы сумеете найти программу, использующую систематическую десенсибилизацию, при которой люди подвергаются многократному воздействию стимула, вызывающего у них страх, и этот стимул каждый раз оказывается связанным с чем-то приятным. Другой альтернативой является когнитивное реструктурирование, при котором люди выявляют алогичные представления, которых они придерживаются, и формулируют более адекватные представления, следуя индивидуальным наставлениям.
Но прежде чем бить тревогу, помните, что найдется очень немного студентов, которые настолько поглощены страхом, что оказываются не в состоянии произнести речь. Используйте курс ораторского искусства как ресурс, способный помочь вам овладеть навыками, которые позволят вам преуспеть, даже когда вы испытываете крайнее волнение.
Систематическая десенсибилизация
—
многократное воздействие вызывающего страх стимула и ассоциативное связывание его с чем-то приятным.
Когнитивное реструктурирование
— выявление алогичных убеждений и формулирование более адекватных.
Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь
Контролирование нервозности
Побеседуйте с одним-двумя людьми, которые часто произносят речи (проповедником, политиком, юристом, бизнесменом, преподавателем). Спросите, что повышает или уменьшает их нервозность, связанную с произнесением речи. Выясните, как они пр
Смотрите также
Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...
Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...
Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...