Расстановка акцентов

Принцип пятый. Аудитория легче всего усваивает и запоминает ту информацию, которая выделяется докладчиком.

Люди помнят лишь небольшую часть того, о чем им рассказывают; остальное со временем забывается. Вашей задачей является определить, какую из сообщаемой вами информации слушатели должны запомнить, и во время выступления подчеркнуть ее. Для этого вы должны определить приоритетность информации.

Основными приоритетами, как правило, является указание конкретной цели сообщения, главные тезисы, а также ключевые факты, иллюстрирующие эти тезисы. Так, если вы рассказываете, как выбрать кредитную карту, вы должны позаботиться о том, чтобы ваши слушатели запомнили следующие основные элементы вашего выступления:

• Цель. Уяснить три критерия оценки достоинств кредитных карт.

• Главные положения. Чтобы иметь возможность оценить достоинства той или иной кредитной карты, вы должны знать три показателя: реальную процентную ставку, размеры годового сбора, а также специальные услуги и льготы.

• Ключевые факты. Реальная процентная ставка обычно достаточно высока — как минимум, 18% или выше; размеры годового сбора, как правило, составляют от $20 до $30; специальные услуги и льготы включают места постоянного обслуживания, возврат переплаты и премиальные купоны.

Определив, какая информация для вас наиболее важна, вы должны выбрать стратегию повышения ее запоминания. В предыдущих главах мы уже обсуждали различные методы выделения важной информации. К ним относятся: использование наглядных пособий, повторение, логические переходы, забавные истории и мнемонические приемы.

Используйте наглядные материалы

Эффективность наглядных пособий объясняется тем, что люди легче запоминают информацию, когда у них формируются ассоциации между изображением и словами. Выбор средств, наилучшим образом иллюстрирующих устное выступление, особенно важен для информационной речи.

Повторяйте ключевые слова и идеи

Помните о том, что если вы произнесли слово, это еще не значит, что его восприняли. Один из наиболее эффективных способов донести свои мысли до слушателя — просто повторить их. Важно помнить и о том, что можно просто повторить слово, а можно перефразировать свою мысль несколько иначе. Однако следует учесть, что при чрезмерно частом повторении этот прием теряет свою эффективность. Повторение нескольких ключевых слов и идей способствует усвоению материала, но повторение большого количества слов дает обратный эффект.

Направляйте мысли слушателей, используя логические переходы

Если слушатель потерял нить рассуждения, ему уже трудно восстановить ее, поэтому очень важно следить за тем, чтобы аудитория понимала, от какой точки и в каком направлении развиваются ваши идеи. С этой целью во вступительной части речи нужно дать общую характеристику темы выступления: «Сегодня мы обсудим критерии выбора кредитной карты». Позже, раскрывая какой-либо объемное основное положение, вы можете напомнить слушателям о направлении движения вашей мысли с помощью следующих фраз: «Итак, мы выяснили, что одним из критериев выбора кредитной карты является процентная ставка, теперь перейдем к рассмотрению следующего критерия, — размера годового сбора». Кроме того, прежде чем завершить свою речь, вы можете еще раз подвести итог: «Итак, мы рассмотрели три критерия выбора кредитной карты: реальная процентная ставка, размеры годового сбора, специальные услуги и льготы».

Эффект четкой структуры выступления трудно переоценить. Поскольку слушатели могут отвлекаться, вы должны контролировать, насколько хорошо им удается следить за ходом вашей мысли. Я видел, как слушатели клялись, что выступающий не произнес второго основного положения своей речи, хотя на самом деле оно было произнесено, но таким образом, что совершенно потерялось в общем потоке речи. Использование переходов подчеркивает структуру выступления, помогая аудитории сориентироваться в каком месте речи вы находитесь и как связано то, о чем вы сейчас говорите, с ее общей целью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...