Рис. 18.2.

Адаптация стратегии убеждающей речи к установкам слушателей

Доводы

— заявления, объясняющие, почему предложение оправдано.

Как найти хорошие доводы

Доводы — это заявления, которые отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то. Если вы хорошо знакомы со своим предметом, у вас, скорее всего, уже есть в распоряжении какие-то доводы. Например, если вы — рьяный сторонник физических упражнений и хотите, «чтобы слушатели совершали трехкилометровую пешую прогулку хотя бы три раза в неделю», вы знаете три причины, по которым стоит совершать такие прогулки: 1) это помогает контролировать свой вес; 2) это укрепляет сердечно-сосудистую систему; 3) это улучшает самочувствие.

Однако в большинстве случаев, когда вы собираетесь убедить других своей речью, вам будет полезно провести дополнительные исследования, чтобы проверить свои доводы или разыскать новые, после чего вы сможете выбрать из них наилучшие для вашей речи. Если, например, цель речи сформулирована так: «Я хочу, чтобы моя аудитория считала, что США должны пересмотреть свою систему пособий по бедности», то для поддержки этого мнения вы могли бы привести шесть доводов:

• Эта система стоит слишком дорого.

• Эта система несправедлива.

• Эта система не помогает тем, кто нуждается в помощи больше всего.

• В этой системе слишком часто имеют место злоупотребления.

• Эта система не побуждает получателей пособий заниматься поиском работы.

• Эта система не поощряет самостоятельность.

Как только вы составите список возможных доводов, взвесьте и оцените их, чтобы выбрать из них три или четыре хороших. Вот несколько критериев для оценки предполагаемых доводов.

1. Хорошие доводы должны быть подкреплены фактическими доказательствами. Некоторые доводы звучат внушительно, но не могут быть подкреплены фактами. Например, заявление: «В системе распределения пособий по бедности слишком часто имеют место злоупотребления» выглядит как хороший довод, но если вы не можете найти факты, подкрепляющие столь резкое заявление, либо сделайте его более умеренным, либо вообще не используйте в своей речи. Вы можете удивиться, обнаружив, как много доводов, упоминаемых в различных источниках, при подготовке речи вам придется отбросить из-за того, что им не находится достаточного подкрепления.

2. Хорошие доводы должны иметь отношение к предложению. Иногда заявления выглядят как доводы, но на самом деле не несут в себе никаких реальных доказательств. Например, фраза «Систему пособий по бедности поддерживают социалисты» для людей, не любящих социалистов, возможно, будет хорошим доводом в пользу пересмотра системы, однако в действительности это заявление не дает никаких прямых обоснований того, что систему надо пересмотреть.

3. Хорошие доводы должны оказывать воздействие на предполагаемую аудиторию. Допустим, вы собрали множество фактических доказательств, поддерживающих заявление: «Система пособий по бедности не побуждает получателей пособий заниматься поиском работы». Но даже если этот довод хорошо подкреплен, он не будет эффективно работать в такой аудитории, где большинство не считает «побуждение заниматься поиском работы» главным критерием для оценки системы пособий. Хотя вы и не всегда точно знаете, какое воздействие окажет ваш довод на аудиторию, вы можете приблизительно оценить его воздействие на основе сделанного вами анализа аудитории. Например, по отношению к теме реформирования системы пособий по бедности некоторые группы слушателей могут быть больше озабочены издержками системы, ее справедливостью или злоупотреблениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...