Все это говорит о том, что теория позволяет делать множество интересных предсказаний. Особенно впечатляющими являются те из них, которые связывают эмоции с определенными чертами системы конструктов. Дело в том, что теория пытается определить эмоции скорее в понятиях внутреннего мира индивидуумов (в терминах способов, которые они используют, правильно или ошибочно интерпретируя некоторые важные аспекты своего окружения), нежели в понятиях, характеризующих то, что в действительности происходит с людьми.

Несколько интересных исследований было посвящено структуре систем конструктов. «Когнитивная сложность» — термин, который был введен Бьери (Bieri, 1966) для обозначения уровня сложности, доступного человеку, усваивающему комплексный многомерный взгляд на других вместо использования всего нескольких конструктов. Некоторые исследования свидетельствуют о том, что когнитивная сложность не обнаруживает тесной связи с общим интеллектом; это крайне неожиданный факт, нуждающийся в дальнейшем изучении. Я также несколько озабочен тем, что, возможно, в некоторых случаях на измерение когнитивной сложности влияет точность, с которой испытуемые могут использовать свои системы конструктов. К этой проблеме мы вернемся в главе 12 при обсуждении надежности использования конструктов.

Существует также несколько интересных областей, которые не охвачены теорией Келли. Нет полноценной теории личностного развития, за исключением убеждения, что все мы стремимся развивать и расширять свои системы конструктов. Как, когда и почему мы учимся интерпретировать — остается тайной. Кому-то может также показаться, что все это выглядит довольно механистично: классификация индивидуумов и бесстрастное принятие логических решений по поводу их возможного поведения (с эмоциями, внезапно появляющимися в качестве этакого побочного продукта) не похожи на живой человеческий подход, хотя само по себе это едва ли может служить весомым объективным аргументом против теории. Однако, имея в виду, что личный опыт играет столь важную роль в этой теории, мне всегда казалось слегка странным, что мы редко воспринимаем себя, осознанно используя конструкты. При встрече с человеком, которого я не знаю, мне не приходит в голову извлечь из глубин моего сознания список конструктов и произвести оценку личности незнакомца по каждому пункту.

Для того чтобы оценить эту теорию, нам совершенно необходимы обстоятельные эмпирические исследования в первую очередь того, каким образом обычные люди приходят к выводу, что их системы конструктов не срабатывают, и как они затем их пересматривают. Другими словами, нам необходимо проверить, действительно ли система конструктов используется и перестраивается так, как это предполагал Келли.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...